“Биография”   “Чеховские места”   “Чехов и театр”   “Я и Чехов”   “О Чехове”   “Произведения Чехова”   “О сайте”  






предыдущая главасодержаниеследующая глава

Таганрогские прототипы в произведениях Чехова. Датченко О. 11 кл.

Введение

Тема "Прототипы в произведениях Чехова" привлекла меня своей новизной, возможностью заняться краеведческой работой, больше узнать о любимом городе и его славных жителях. Я люблю прогуливаться по улочкам старого города под старыми раскидистыми акациями, бросающими ажурную тень на тротуар, вдыхать какой-то необычный аромат провинциального купеческого городка, прикасаться руками к потемневшим от времени кирпичным стенам домов, в которых жили современники А. П. Чехова и, возможно, кто-то из прототипов его произведений, ступать по мостовой и думать, что, может быть, когда-то по этим старым, истертым булыжникам гимназист Антоша спешил в лавку отца, боясь опоздать и тем самым рассердить строгого родителя.

Для жителей Ростовской области А.П.Чехов является не только любимым писателем, но и земляком. Чехов родился в Таганроге и провёл здесь детские и юношеские годы, учился в местной гимназии. Здесь, в Таганроге, пробудился интерес к литературе и театру у Чехова. Таганрог и окружающие город донские и приазовские степи нашли своё отражение во многих произведениях великого писателя. В "годы перелома" Антон Павлович написал наибольшее количество произведений с местным колоритом. Это обстоятельство заставляет обратиться к вопросу о роли Таганрога и Приазовья в творчестве Чехова, в становлении и развитии чеховского реализма. Таганрогский период жизни Антона Павловича - значительный этап в его духовном развитии. Таганрогская действительность послужила для наблюдательного художника источником многих тем, мотивов, образов. Но несмотря на то, что Чехов очень любил Таганрог, он в 1899 году сказал: "Я всегда в своих произведениях презирал провинцию и ставил себе это в заслугу". Своё критическое отношение он высказывает как в своих письмах, так и устами героев в произведениях.

Таганрог невозможно не любить, и я люблю его всей душой и проявляю живой интерес к истории творения Петра. Нельзя не согласиться с литературоведами в том, что для понимания темы и идеи не требуется соотнесения места действия произведения с Таганрогом. Но как радостно и интересно узнавать в произведениях места, по которым ты часто прогуливаешься, которые тебе так дороги с детства. Несомненно, невозможно рассмотреть все произведения нашего земляка на предмет прототипов, поэтому я выбрала произведения с наиболее яркими примерами: "Ионыч", "Человек в футляре", "Огни".

Я считаю, что очень важно знать: город N, описанный в произведении, твой родной или нет!

Немного о нашем земляке и его творчестве

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле "колониальными товарами". В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством. Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом "Заика" и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном. Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в различные издания. В 1880 году в журнале появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте. В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, благосклонно встреченный критикой, "Сказки Мельпомены", в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра. Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему "Врачебное дело в России" . В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправляется к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу он едет на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибывает на Сахалин. Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестает заниматься врачебной практикой и покупает имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства строит школу, помогает голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работает как участковый санитарный врач. Правда, он отказывается от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. В 1901 году Антон Павлович женится на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако, насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшается. По совету врачей он отправляется на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

Антон Павлович Чехов - из тех дорогих человечеству писателей, в творчестве которых каждое новое поколение находит свое. Имя Чехова, его жизнь и творчество продолжает привлекать и увлекать ум и чувства читателей, предлагает все новый материал для размышлений и выводов. В истории мировой культуры Антон Павлович остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Прототипы Таганрога в произведениях Чехова

Представим себе, что мы совершаем заочную экскурсию по родному городу. Улица Александровская 33, квартал 135 (Свердлова, 33). Перед нами здание, построенное в третьей четверти Х века и принадлежавшее некогда купчихе Александре Мавриковой. В конце 1880-х годов этот дом у неё покупает доктор Павел Матвеевич Шедеви, личность историческая и хорошо нам известная. В университетские годы Шедеви увлекался народовольческими идеями, принимал участие в издании нелегального журнала "Земля и воля". В 1875г. Шедеви получил должность старшего врача таганрогских богоугодных заведений. Имел обширную частную практику, приносившую немалые деньги. В конце ХIХ в. Шедеви был главным санитарным врачом города, гласным думы, членом Управы, почетным мировым судьей. деньги и положение в провинциальном обществе изменили его мировоззрение. Нельзя не заметить явных сходств доктора Павла Матвеевича и Дмитрия Ионыча Старцева из рассказа "Ионыч". "И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он только был назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С... Прошло 4 года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его".

Теперь пройдём на старое кладбище и обратим внимание на склеп Ф.Д.Которопули. Сравним его с памятником Деметти из "Ионыча".

"Памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху; когда-то в С. была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, её похоронили и поставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней, но лампадка над входом отражала лунный свет и, казалось, горела". Понятно, что памятник Деметти это и есть склеп Которопули на старом кладбище города Таганрога. На данный момент памятник находится в плачевном состоянии, но понять, что это именно он описан у Чехова можно практически со стопроцентной точностью, И великолепный ангел, и лампадка, отражающая лунный свет, дают нам возможность сделать именно такой вывод.

Но самое богатое таганрогскими реалиями, на мой взгляд, является произведение "Огни". Земляки Чехова обратили особое внимание на местный колорит "Огней". Таганрогский журналист А.Б. Тараховский писал: "Рассказ "Огни" - это таганрогская жизнь не только по месту действия, но и по характеру изображаемых лиц" .

"Это было летом тысяча восемьсот семьдесят ... года, вскоре после войны и по окончании мною курса. Я поехал на Кавказ и остановился проездом дней на 5 в приморском городе N. Надо вам сказать, что в этом городе я родился и вырос, а поэтому нет ничего мудрёного, что казался мне необыкновенно уютным, тёплым и красивым, хотя столичному человеку живётся в нём так же скучно и неуютно, как в любой Чухломе или Кашире. С грустью прошёлся я мимо гимназии, в которой я учился, с грустью прогулялся по городскому саду, сделав грустную попытку посмотреть поближе людей, которых давно не видел, но помнил .... Всё с грустью ... ".

С большой точностью можно определить, что городской сад - это есть не что иное, как парк имени Горького, с его тенистыми аллеями и великолепными деревьями. Что гимназия, мимо которой прошёлся автор, - это школа №2, в которой он некогда учился. Ныне она одна из достопримечательностей нашего славного города. Мы также можем провести довольно чёткую параллель между Карантином, и одной из окраин современного писателю города. "Между прочим, в один из вечеров поехал я в так называемый Карантин. Это небольшая плешивая рощица, в которой когда-то в забытое чумное время в самом деле был карантин, теперь живут дачники. Ехать к ней приходится четыре версты по хорошей дороге. Едешь и видишь: налево голубое море, направо бесконечную хмурую, степь; дышится легко, и глазам не тесно. Сама рощица расположена на берегу моря ".

Также прототипы можно увидеть и в описании железной дороги. "Поезд шёл по берегу. Море было гладко, и в него спокойно гляделось бирюзовое небо, почти наполовину выкрашенное в нежный золотисто - багряный цвет заката. Кое-где на нём чернели рыбацкие лодочки и плоты. Город чистенький и красивый, как игрушка, стоял на высоком берегу и уж подёргивался вечерним туманом. Золотые главы его церквей, окна и зелень отражали в себе заходившее солнце, горели и таяли, как золото, которое плавится. Запах поля мешался с нежною сыростью, веявшей с моря".

Тем людям, которые часто ездят на электричках или поездах по направлению к Ростову-на-Дону, наверняка, очень знаком пейзаж, описанный Чеховым ещё в 1888 году.

"Я думал, а выжженная солнцем равнина, громадное небо, темневший вдали дубовый лес и туманная даль как-будто говорили мне: "да, ничего не поймёшь на этом свете". Позволю себе очень смелое предположение. Я считаю, что темнеющий вдали лес - это роща "дубки", которую по преданию, насадил близ Таганрога Пётр 1. Многие могут со мной не согласиться, но моя уверенность подтверждается несколькими довольно весомыми фактами. Во-первых, во времена Чехова в городе был лишь один вокзал (Старый вокзал), а проезжая мимо него на электричке эту рощу можно довольно явственно наблюдать. Во-вторых, дубки находятся, можно сказать, на окраине города, значит, до них от вокзала необходимо проехать определённый промежуток, который во времена Антона Павловича выглядел именно так: "выжженная солнцем равнина". И в-третьих, это единственное дубовое насаждение в городе и вблизи него, расположенное параллельно железнодорожной ветви.

А вот в произведении "Человек в футляре" мы можем довольно точно определить, что А.Ф.дьяконов - прототип учителя греческого языка Беликова. "... Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. " "и мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь". Дьяконов - учитель законоведения и количество законов, актов и циркуляров. Соответствие, как видим, во всём: и в профессии, и в характере, и в образе жизни.

Заключение

Как мы убедились на примере всего лишь трех произведений, составляющих очень малую часть творчества выдающегося писателя, для Чехова Таганрог - источник живых образов. Мы можем найти прототипы города и его жителей практически во всех произведениях, будь это точно описанное место, или просто человек, или же собирательный образ. Таганрог сыграл, бесспорно, огромную роль в становлении и развитии Чеховского реализма.

Собирая материал для исследовательской работы, я узнала много нового и интересного. Поисковая работа очень увлекла меня. В дальнейшем я планирую искать таганрогские прототипы и в других произведениях Антона Павловича Чехова. Ведь на самом деле было очень интересно узнать, что памятник Деметти - это склеп Д.И.Которопули на Старом кладбище, а доктор Старцев - П.М. Шедеви.

предыдущая главасодержаниеследующая глава








© APCHEKHOV.RU, 2001-2021
При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна:
http://apchekhov.ru/ 'Антон Павлович Чехов'
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru